Ценнейшим экспонатом Эстонского Морского музея является ледокол "Суур Тылль" , который теперь пришвартовался в Летной гавани у стен музея, и представляет собой крупнейший сохранившийся паровой ледокол в мире. И вот его история.
В 1912 году царским правительством России был объявлен конкурс на создание ледокола для эстонского побережья Балтики. В конкурсе участвовали кораблестроительные фирмы из Англии, Германии и России, а Vulcan-Werke из города Штетин (Щецин, Stettin, Германия). Стоимость проекта была 970 310 рублей - разумеется огромная по тем временам сумма.
лучшим было признано предложение предприятия
26 декабря 1913 года будущий таллиннский ледокол был торжественно спущен на воду и на этой праздничной церемонии получил имя ''Царь Михаил Федорович". Уже в марте 1914 года он был окончательно готов. На таллиннский рейд корабль прибыл 2 июля 1914 года. Здесь была укомплектована команда под руководством контрадмирала Григория Хагманна. Ледокол был оснащен 6 котлами (угольное топливо), скорость в свободной воде -15 узлов (28км\ч), а прокладывая путь через лед толщиной до 1 метра, мог двигаться со скоростью 4-5 узлов. Корабль был оснащен новейшим оборудованием и радиотелеграфом. Команда насчитывала в мирное время 64 человека.
Под разными флагами.
Август, 1914 год : Россия вступает в войну с Германией и ледокол "Царь Михаил Федорович" становится военным кораблем. Число членов команды увеличивается до 98 человек, из которых 38 военных моряков и 60 гражданских. Появилось и вооружение. В военное время ледокол выполняет рутинную работу, ходит между Таллинном и Хельсинки, проводя сквозь лед военные корабли и перевозя военнослужащих.В революционном 1918 году Главный Морской штаб и восставшие матросы дают кораблю новое имя "Волынец" и поднимают на нем красный флаг. Менее года спустя ледокол переходит Финляндии и получает имя ''Väinämöinen''. Под этим именем корабль участвует в освободительной войне 1918-1920 годов, перевозя финских и датских добровольцев, продукты и военное снаряжение. В 1922 году ледокол был передан Эстонской республике и вернулся в родной таллиннский порт. И снова новое имя - имя эстонского богатыря с острова Сааремаа - Суур Тылль, и эстонский флаг поднят над трубами.
Вторая Мировая война. Ледокол зачислен в состав Балтийского флота и, после оккупации Таллинна немцами, эвакуирован в город Ломоносов, где был "позабыт-позаброшен" на долгие полвека. В 1988 году работники Эстонского Морского музея разыскали следы своего ледокола и договорились об отправке его в родные воды, уже как музейного экспоната. На таллиннский рейд корабль был доставлен 00.30 мин.. 21 октября 1988 года и стал достойно представлять историю кораблестроения и свою историю в бурном 20 столетии.
На сегодняшний день ''Suur Tõll'' - один из трех сохранившихся на севере Европы паровых ледоколов. Старейший из них - финский ''Tarmo'', построенный в 1907 году, а самый молодой - шведский "Sankt Erik'', который был готов в 1915 году. Наш "Suur Tõll'', построенный в 1914 году, в этой тройке самый большой и мощный и лучше всего сохранившийся в своем оригинальном виде паровой ледокол.
Технические данные:
- Изготовитель: Vulcan-Werke, Stettin, Германия
- Спущен на воду: 1913 г
- Длина: 75,6 м
- Ширина: 17,5 м
- Высота: 6,4 м
- Водоизмещение: 4579 т
- Скорость: 15 узлов
Названия ледокола
- ''Царь Михаил Федорович'' 1914-1917
- ''Волынец'' 1917-1918, 1941-1988
- ''Väinämöinen'' 1918-1922
- ''Suur Tõll'' 1922-1941, 1988 и до наших дней
Места стоянки как музейного экспоната
- 1988-1994 порт Пальясааре
- 1994-2000 причал у Горхолла
- 2000-2004 бассейн Адмиралтейства
- с 2004 года Летная гавань
Конечно, летом все пешеходные экскурсии по Таллинну, в том числе и посещение "Суур Тылль", выглядят куда более привлекательно, чем в осенне-зимнюю пору. Но все же, если вы окажетесь в Таллинне в этот период времени, надите в себе силы и время и посетите эту достопримечательность.
Можете также заодно посетить и Музей гидрогавани
Комментариев нет:
Отправить комментарий